...Долой битлов, эллингтонов, моцАртов!
Всем нам надо смотреть
Суровой правде в глаза:
МоцАртов много, а правда одна...
("Три аккорда", группа "Дети").
Вообще, конечно, Моцарта мы любим не за это. Но приятно было
когда-то узнать, что классическая музыка оказывает разнообразные
полезные воздействия на организм, что Моцарт стимулирует
умственные процессы, а Бах, наоборот, повышает
работоспособность. Правда, узнавали мы это в основном из газет,
а откуда брали газеты - непонятно. Теперь же, в эпоху
развенчания авторитетов, под огонь критики попал и Вольфганг
Амадеус.
История началась в 1993 году, когда психологи из Калифорнийского
Университета Фрэнсес Раушер и Гордон Шоу опубликовали заметку в
самом что ни на есть престижном научном журнале "Nature".
Исследователи давали 36 студентам задачи на пространственное
воображение из стандартных IQ-тестов. В одном случае испытуемым
предлагали перед началом опыта просто посидеть молча 10 минут, в
другом - прослушать 10-минутную запись аутогенной тренировки,
предназначенной для снижения давления. А в третьем - проигрывали
сонату Моцарта ре-мажор для двух фортепиано, такой же
продолжительности. Студенты были все время одни и те же, но
между тремя экспериментами проходило некоторое время, а
предлагавшиеся им задачи не кореллировали между собой. Раушер и
Шоу утверждали, что музыка Моцарта оказывала статистически
значимый эффект на успешность выполнения задания - IQ, оцененный
по пространственному тесту, был равен 110 и 111 для контрольных
групп и 119 для прослушавших Моцарта.
Эта сенсация была быстро подхвачена прессой. Изобрели термин
"Эффект Моцарта". В американском штате Джорджия выделили
средства на покупку Моцарта для каждого новорожденного. Фирмы
звукозаписи подсуетились и выбросили на рынок компакт-диски с
маркировкой: "Научно доказано, что прослушивание этой музыки
улучшает ваши мыслительные способности". Заработали они на этом,
скорее всего, больше, чем Моцарт за всю свою жизнь.
Единственными скептиками оставались сами ученые. Уж слишком
сложно было воспроизвести эффект Моцарта в лаборатории, да и
хорошей гипотезы для его объяснения выдвинуть не удавалось,
разве что отделываться общими словами типа "Музыка Моцарта
улучшает настроение, что ведет к появлению эффекта". Раушер,
между тем, сообщила о существовании эффекта Моцарта даже у крыс
- проигрывание загадочной сонаты беременным самкам улучшало
результаты их потомства при прохождении лабиринта. В качестве
негативного контроля использовались и тишина, и белый шум, и
даже музыка современного американского композитора-минималиста
Филиппа Гласса. То, что некоторым группам исследователей никак
не удавалось воспроизвести эффект Моцарта, калифорнийцы
объясняли неточным воспроизведением условий эксперимента. Что в
принципе логично: кто знает, как другие раздражители могут
влиять на "усвояемость" музыки - свет не тот или дверь в
соседней комнате хлопнула - и пропал эффект. К тому же были и
группы, которые подтверждали влияние Моцарта на IQ.
Когда Гордон Шоу заявил, что прослушивание Той Самой Сонаты
значительно улучшает состояние пациентов, страдающих эпилепсией
и болезнью Альцгеймера, терпение скептиков лопнуло. Возможно,
последней каплей стало то, что Шоу покусился на святое для
любого американца - в качестве негативного контроля он
использовал популярную музыку 30-х годов. Психолог Кеннет Стил
из Аппалачского университета (Северная Каролина, США) в точности
воспроизвел условия эксперимента Раушер и Шоу. И не обнаружил
никакого эффекта. Подборка Стила была больше, чем у
калифорнийских исследователей - 125 человек в одной серии
опытов, 206 в другой. Никакого эффекта. Одна из основных причин,
которой Раушер и Шоу объясняли нестабильное воспроизведение
эффекта Моцарта - предварительное IQ-тестирование (для
определения нормального IQ данной группы студентов) мешает
воспринимать музыку. Чтобы обойти это, Раушер и Шоу вводили
между предтестом и прослушиванием музыки вербальную часть -
прослушивание записи речи как бы "стирало" нежелательный эффект
предварительного IQ-тестирования. Стил с сотрудниками попытался
воспроизвести и этот опыт. Никакой разницы между IQ трех групп -
предтест-->речь-->музыка-->тест, предтест-->музыка-->речь-->тест
и предтест-->речь-->тест обнаружить не удалось. В статье,
опубликованной в июльском номере журнала "Psychological
Science", Стил приходит к выводу, что эффекта Моцарта в природе
не существует.
Газеты мира и эту новость охотно разнесли слушателям, как до
того - новость об эффекте Моцарта. Конечно, точку в споре о
музыке великого композитора ставить рано. Исследования по
психологии интеллекта вообще очень трудно статистически
обрабатывать - точнее, обрабатывать легко, трудно в точности
воспроизводить условия эксперимента, необходимые для корректного
анализа. Разные подопытные, разные экспериментаторы... Может,
все дело в сочетании музыки Моцарта с магнитным полем Калифорнии
или улыбкой Гордона Шоу? Пока же можно быстро застолбить свои
права на новый термин. Отсутствие действия музыки Моцарта на
какую угодно сторону человеческой психики я предлагаю назвать
эффектом Сальери.
Ссылки:
F.H.Rauscher, G.L.Shaw and K.N.Ky (1993). Music and spatial task
performance. Nature, 365(6447), p.611
F.H.Rauscher, G.L.Shaw and K.N.Ky (1995). Listening to Mozart
enhances spatial-temporal reasoning: towards a
neurophysiological basis. Neurosci. Lett., 185(1), p.44-7
F.H.Rauscher, K.D.Robinson and J.J.Jens (1998). Improved maze
learning through early music exposure in rats. Neurol. Res.,
20(5), p.427-32
J.K.Johnson, C.W.Cotman, C.S.Tasaki and G.L.Shaw (1998).
Enhancement of spatial-temporal reasoning after a Mozart
listening condition in Alzheimer's disease: a case study.
Neurol. Res., 20(8), p.666-72
J.R.Hughes, Y.Daaboul, J.J.Fino and G.L.Shaw (1998). The "Mozart
effect" on epileptiform activity. Clin. Electroencephalogr.,
29(3), p.109-19
K.M.Steele, J.D.Brown and J.A.Stoecker (1999). Failure to
confirm the Rauscher and Shaw description of recovery of the
Mozart effect. Percept. Mot. Skills, 88(3 Pt 1), p.843-8
K.M.Steele, K.E.Bass and M.D.Crook (1999). The mystery of the
Mozart effect: failure to replicate. Psychol. Sci., 10(4),
p.366-9
Requiem for the Mozart Effect? Science (1999), 285(5429),
p.827c